Данная страница отображается только в портретном режиме



Драгоценные камни, бриллиант, изумруд, рубин, сапфир, александрит, топаз, турмалин, танзанит, хризолит, аметист, гранат, циркон.
Дамасская сталь, авторский охотничий нож ручной работы, на заказ, в Санкт-Петербурге.
История появления техники мокуме гане и современные ювелирные изделия в технике мокуме гане.
Самый дорогой в мире бирманский рубин весом в 25,59 карата.
Ручная гравировка на серебре и золоте, граверные работы в Санкт-Петербурге.
Изделия с изумрудами и бриллиантами, ювелирная классика в современных изделиях.
Самородное золото, химический элемент, свойства золота и его история.
Ювелирные вставки из стекла, ювелирные изделия со стеклом.
Янтарь
Ювелирные изделия из дерева, золота, серебра, драгоценных камней и дамасской стали.
Резной хрусталь и изделия из горного хрусталя в Санкт-Петербурге.
Гильошировка на ювелирном яйце в Санкт-Петербурге.
Аметист в авторских ювелирных изделиях, заказать в Санкт-Петербурге.
Изделия из бивеня мамонта, охотничьи ножи, подарки и бизнес сувениры из кости бивня мамонта.
Жемчуг.


 Драгоценные камни

   Чарующий блеск ювелирных минералов




>>>



 Дамасская сталь

   Авторский мозаичный рисунок




>>>



 Мокуме гане

   Старинная техника мастеров феодальной японии




>>>



 Рубин

   Огненный характер натурального камня




>>>



 Гравировка

   Способ обработки металла




>>>



 Изумруд

   Минерал природного зеленого цвета




>>>



 Золото

   Чистый самородный металл




>>>



 Витражное стекло

   Насыщенный цвет в ювелирных изделиях




>>>



 Янтарь

   Ископаемая смола




>>>>



 Дерево

   Природная структура натурального материала




>>>



 Хрусталь

   Прозрачный горный минерал




>>>



 Гильошировка

   Классическая ювелирная техника горячей эмали




>>>



 Аметист

   Фиолетовая разновидность кварца



 Бивень мамонта

   Уникальный ископаемый материал




>>>



 Жемчуг

   Минерал органического происхождения




>>>

Драгоценные камни.

В настоящее время драгоценными камнями принято называть все используемые в ювелирных целях камни. И тем не менее, что бы камень можно было назвать драгоценным он должен обладать необходимыми качествами, такими как красота, прочность и редкость в природе. При этом красота минерала может быть совершенно различной – от красивейших рисунков насыщенного фиолетово-синего лазурита до опала с его глубокой, почти мистической внутренней игрой цвета. Так же является важным критерием оценки камня – его редкость и такой минерал как александрит, способный менять цвет при дневном и искусственном свете, становиться не менее драгоценен чем бриллиант. Камни обрабатывают и применяют в ювелирных изделиях. Ювелирные изделия с камнями постоянно подвергаются различным воздействиям и должны быть устойчивы к царапанию и другим физическим и химическим воздействиям. – именно поэтому так важна их прочность и твердость. Россия – одна из самых богатых драгоценными камнями стран. Алмаз, берилл, изумруд, александрит, топаз, хризолит, циркон, различные гранаты, турмалины, аметист, цитрин, горный хрусталь, сердолик, хризопраз, другие цветные халцедоны, агаты, авантюрин, амазонит, лабрадор, малахит, лазурит, родонит, нефрит, чароит и другие встречаются в недрах нашей страны. С развитием горнодобывающей промышленности круг, применяемых драгоценных камней, расширился. В настоящее время используется более 200 разновидностей природных, натуральных ювелирных камней, однако не все из них применяются широко. Алмаз, бирюза, опал, рубин, сапфир, жемчуг, изумруд, гранат, топаз, прозрачные разновидности кварца – такова последовательность использования в ювелирных изделиях драгоценных камней в настоящее время за рубежом. Они составляют более 75% от общего объема применяемых камней, а на долю остальных 190 приходится всего лишь около 25%. В связи с развитием синтеза камней стала особенно важна правильная диагностика камня. В настоящее время разработаны промышленные методы изготовления практически любых ювелирных камней, свойства которых ничем не отличаются от природных. Однако обилие на рынке синтетических камней не снизило, а во много раз повысило роль и стоимость натуральных ювелирных камней. За последние 20 лет стоимость ювелирного сырья алмаза увеличилась более чем в 5 раз, а цены на изумруды и рубины еще выше. Украшения из природных драгоценных камней по-прежнему высоко ценятся, и в дальнейшем их стоимость будет только возрастать. 11 ноября 2015 в Женеве аукционный дом Sotheby’s продал один из самых уникальных драгоценных камней в мире. Синий алмаз в огранке кушон, который раньше назывался Голубая Луна (The Blue Moon), теперь - Голубая Луна Жозефины в честь 7-летней дочери, которой приобрели данный камень. Масса камня - 12,03 карата, цвет - Fancy Vivid Blue, чистота - IF. Геммологический институт Америки (GIA) назвал этот драгоценный камень «исключительным» и «встречающимся один раз в жизни». Стоимость камня составила 48 398 611 доларов США. Это самый дорогой камень в мире, когда-либо проданный на аукционе. Был также установлен рекорд цены за карат среди всех драгоценных камней - 4 023 160 (!) долларов за 1 карат.

Дамасская сталь.

Дамасская сталь – это композитный материал, в котором две и более марок стали соединяются в структуру чередующихся слоев, путем кузнечной сварки. Иными словами дамаск – это сталь, имеющая на своей поверхности декоративный рисунок, который отражает внутреннюю структуру материала. Это определение так же охватывает кристаллизационный сварной булат, который использовался в клинках и изогнутых кинжалах Индии и Юго-Западной Азии. Вполне возможно, что техника дамасской стали достигла Европы с востока, торговыми маршрутами через город Дамаск и в связи с этим за ней закрепилось это название. Сохранились экспонаты, анализ которых говорит о том, что подобный технологический процесс кузнечной сварки осуществлялся еще за 500 лет до н.э. По мнению шведского металлурга Свена Ринмана в эпоху возникновения дамасской стали – узор на поверхности клинка свидетельствовал о том, что со сталью произведены необходимые действия. В связи с несовершенством древнего процесса плавки, сырье содержало многочисленные включения шлака, который в свою очередь создавал ослабленные участки в клинке и риск возникновения трещины. Для борьбы с нежелательными включениями осуществлялась многократная продольная проковка - такая агрессивная обработка уменьшала содержание шлака, а оставшиеся включения растягивались продольно в связи, с чем сила необходимая для перелома увеличивалась. Таким образом – эта техника не являлась декоративной обработкой, а была жизненно необходима. Для покупателя узор на клинке был своего рода гарантией качества. Впоследствии, когда во время плавки научились отделять рудные примеси от основного металла, кузнечная проковка потеряла свою важность и стала применяться реже. Современные авторские ножи ручной работы из дамасской стали в своем составе имеют легированные стали и могут содержать чистый никель для достижения наибольшего контраста в рисунке. От них уже не зависит жизнь и они существуют, в первую очередь, для удовлетворения эстетических потребностей. Эксклюзивный нож занял свое место в ряду коллекционных предметов декоративно-прикладного искусства.

Дерево.

С древнейших времен различные породы древесины использовались не только в строительстве и архитектуре, но и в декоративно – прикладном искусстве. В создании богато украшенной мебели и других предметов быта с резьбой, интарсией, росписью, в сочетании с металлами и другими материалами. Цветовые оттенки дорогих пород дерева, различные фактуры и текстуры определяют многообразие декоративных эффектов, которые с успехом могут быть применены в искусстве. Эбеновое дерево, темноокрашенная древесина некоторых видов тропических деревьев семейства эбеновых и ряда других. Окраска его варьируется от зеленой до черной. Лучшие сорта эбенового дерева получают от тропических видов хурмы. Их ядровая древесина черная, однородного строения, тяжелая и твердая. Годичные кольца и сердцевинные лучи незаметны. Зеленое эбеновое дерево получают главным образом от семейства бигнониевых из Центральной Америки. Из древесины эбенового дерева изготавливают дорогую мебель, элитные футляры, рукоятки коллекционных авторских ножей. Палисандровое дерево, палисандр ( франц. palissandre ), древесина некоторых южноамериканских видов жакаранды ( Jacaranda ) семейства бигнониевых. Ядро древесины от темно-красной до шоколадно-бурой с фиолетовым оттенком окраски. Палисандровое дерево тяжелое, прочное, хорошо полируется, используется при изготовлении дорогой мебели и музыкальных инструментов. Бакаутовое дерево, род вечнозеленых тропической Америки. Древесина с высоким содержанием смолы, имеет высокую твердость и не меньшую прочность. После обработки особое расположение волокон в структуре создает выразительный зеленовато-коричневый полосчатый рисунок. Особенности текстуры, при достаточной освещенности, дают эффект иризации. Древесина имеет благородный запах – нечто среднее между запахом ладана и какао бобов. Ореховые ( Juglandaceae ), деревья, редко кустарники. Распространены в умеренных и субтропических областях. Орех бывает различных цветов: от белого ( молодая древесина ) до темно-коричневого. Цвет древесины ореха зависит от почвы и климата, в котором произрастает дерево. Орех является декоративным материалом и часто используется в изготовлении дорогой мебели, прикладов ружей и рукояток охотничьих ножей. Красное дерево, окрашенная в красные и коричневые тона древесина тропических деревьев. Прочное, тяжелое, хорошо полируется. Окраска красного дерева обусловлена присутствием красителей, иногда экстрагируемых для изготовления красок. Для получения красного дерева чаще всего используются деревья из семейства мелиевых: американского и африканского махагони, а также саппановое дерево из Юго-Восточной Азии.

Витражное стекло.

Стекло, твердый аморфный материал. Стекло не плавится при нагревании подобно кристаллическим телам, а размягчается, последовательно переходя из твердого состояния в пластическое, а затем в жидкое. По агрегатному состоянию стекло имеет промежуточное положение между жидким и кристаллическим веществами. Изделия из стекла могут быть прозрачными или непрозрачными, бесцветными или окрашенными. Наибольшее распространение получило неорганическое стекло. Этот вид стекла получают преимущественно на основе двуокиси кремния. В природе существует природное стекло – перлит, обсидиан или вулканическое стекло. Художественное стекло включает в себя витражи, смальтовые мозаики, художественные сосуды, архитектурные детали, декоративные композиции , скульптуру малых форм, светильники и многое другое. Производство стекла началось в Древнем Египте в 4-ом тыс. до н. э. Как правило, в искусстве древнего мира изделия из стекла такие как небольшие вазочки, чаши, блюдца, бусы, серьги, амулеты, печати изготавливались посредством прессования в открытых глиняных формах. Первоначально получали непрозрачные стекла, имитирующие поделочные камни. Коренные изменения в технологии стеклоделия произошли на рубеже нашей эры, когда были решены важнейшие проблемы – изготовление прозрачного стекла и формование изделий выдуванием. В 15 – 16 вв. ведущее значение в декоративно прикладном искусстве Европы приобрело венецианское стекло. На рубеже 19 – 20 вв. к художественному стеклу обращаются специалисты по декоративно-прикладному искусству, среди которых были Э. Руссо, О.Даум и Э. Галле во Франции, Й. Хофман в Австрии и Л.К. Тиффани в США. В их изделиях преобладали черты стиля “модерн” с его преимущественно природными, растительными мотивами. Для современного стекла характерно необычайное разнообразие техник и стилевых тенденций – увлечение подчеркнуто фантастическими конфигурациями наряду с тяготением к аскетически-строгим решения, выделяющим в качестве важнейших элементов образа простоту форм и прозрачность неукрашенного стекла. Применение стекла в декоративно прикладном искусстве и в области ювелирных изделий, наряду с различными материалами и драгоценными камнями обусловлено современными тенденциями.

Мокуме Гане.

В переводе с яп. «gane» — металл,«kume» — текстура и«mo» — дерево. Что можно перевести как металлическая текстура древесины. Ювелирная техника, возникшая в эпоху феодальной Японии. Была изобретена мастером мечей Денбеем Шоами ( 1651-1728 ), который почти всю свою жизнь работал в префектуре Акита, Северная Япония. Он был мастером высочайшего уровня и при изготовлении клинков обнаружил, что цветные металлы также возможно соединять между собой, получая текстуры, похожие на узорчатую дамасскую сталь. Сложность, придуманной им, техники состоит в том, что разные металлы, порой практически не совместимые, соединяются между собой в очень красивые и причудливые узоры , которые никогда не повторяются. Cоздание рисунка – сложный процесс, который заключается в извлечении внутренних слоев на поверхность изделия с помощью различных методов. Благодаря многослойности металлического композита перед ювелиром раскрываются широкие возможности создания различных рисунков. Металлы спекаются давлением при высокой температуре, образуя диффузионное замещение атомов разных металлов в точке их соединения. Весь процесс очень затратный и трудоемкий, требующий высокого ювелирного мастерства. История открытия этой техники на западе получила свое развитие в конце XIX века в 70-80 гг. когда Хироко Сато Пижановски и Юджин Майкл Пижановски посетили выставку работ народных ремесел в Токио. Работы, выполненные в технике мокуме гане, стали для них открытием и они приложили все усилия для того, что бы установить дружеские отношения с мастером Гьюкомей Шиндо, а также Масахисой Ягихара и Норио Тамагава. От них они узнали о происхождении техники. Другой японский мастер по имени Хиротоши Ито преподавал технику мокуме гане в университете до самой смерти в 1998г. Уроки Ито, его философия наложили глубокий отпечаток на жизнь и работу его студентов. А технику мокуме до сих пор продолжают преподавать в Токийском Университете Изобразительных Искусств и Музыки. На сегодняшний день техника мокуме гане является одной из самых сложных и красивых техник художественной обработки металла. Мокуме гане – это единство техники и искусства, она требует от мастера не только глубочайших знаний методов производства, но и творческого вдохновения. К сожалению, сейчас традиционная японская техника мокуме гане в России практически не применяется. Ювелиры из Санкт - Петербурга смогли воссоздать ее, собрав информацию по крупицам и внеся в процесс некоторые изменения, оставив неизменной саму суть изделий в этой технике. Стало возможным в синтезе различных металлов создавать изделия с неповторимой харизмой, которые проявляют в своем облике старинную технологию мастеров феодальной Японии.

Хрусталь.

Кварц (нем. Quartz) Бесцветный минерал. Кристаллическая модификация двуокиси кремния. Самый широко распространенный из минералов, которые образуются в магматических, осадочных и метаморфических породах. Кварц часто встречается в виде друз хорошо образованных кристаллов различных оттенков, или в речных отложениях в виде отполированной в природных условиях гальки. Обычно кристаллы кварца достигают 2 – 4 см. в поперечном сечении. Различные разновидности кварца могут быть разделены на виды. Кристаллические – горный хрусталь, дымчатый кварц, цитрин, аметист, морион, празиолит, розовый кварц, кошачий глаз и другие и скрытокристаллические – халцедоны: хризопраз, карнеол, сердолик, сардер, сапфирин, кремень, гелиотроп, оникс, агат и др. Чистый кварц – горный хрусталь, бесцветный и прозрачный, как вода. Некоторые разновидности кварца были известны еще древним римлянам и грекам, которые считали его замерзшим льдом. Теофраст называл горный хрусталь “кристаллосом”, в переводе с греч. лед, который замерз настолько, что потерял способность таять. Академик А.Е. Ферсман считает, что это представление возникло при сравнении хрусталя с холодами альпийских высот, где встречается ряд прекрасных месторождений этого минерала. Кварц и его разновидности использовались для практических целей с древних времен. На стоянках первобытного человека, эпохи мезолита (8-12 тыс. лет назад.), обнаружены орудия труда и охоты из хрусталя и кремня. Позднее отшлифованные вставки из горного хрусталя, дымчатого кварца, аметиста, халцедона и других подвидов, использовались для украшения предметов религиозного культа, предметов домашнего обихода, а также оружия и одежды. Из хрусталя вырезались сосуды, чаши и кубки. В настоящее время его используют в различных ювелирных изделиях – подвесках, серьгах, бусах, в сувенирной продукции. Месторождения горного хрусталя известны в России (Урал.), Бразилии, Японии, США, Канаде и других странах.

Гравировка.

Гравирование ( от фр. graver, от нем. gravieren – вырезать), нанесение орнамента, текста и других изображений ручным или механическим способом на поверхности твердых материалов – металла, стекла, камня и дерева, штихелями различной формы. За долгое время существования, гравировка, как техника, проникла в самые различные области, как художественные, так и технические. Например, в художественной области гравировка используется при изготовлении печатных форм в гравюре, для ткани и обоев, в отделке скульптуры. Охотничье оружие, ювелирные изделия и часы часто украшают гравированными мотивами в сочетании с золочением, эмалью, интарсией золотом, чеканкой и другими техниками. В производстве точных измерительных инструментов и приборов (нанесение делений, градуировка и оцифровка). Как и многие виды ювелирного искусства, история гравировки насчитывает многие тысячи лет. По некоторым данным, техника гравирования возникла в Китае. Об этом свидетельствуют найденные циферблаты солнечных часов, линейные шкалы и медные градуированные пластины для компасов, датируемые IV веком до н.э. В древнем Шумере гравированными изображениями украшали доспехи, посуду и предметы религиозного культа. Впоследствии, граверное дело получило свое развитие в Средней Азии и Греции. Древний Рим, в связи со своими многочисленными завоеваниями, перенял искусство гравировки у древних Греков. В своих изделиях римляне удачно соединяли геометрический орнамент с почти портретным изображением людей и животных. На древней Руси гравировку традиционно использовали как способ декорирования многочисленных предметов обихода – посуды для княжеского стола, подарочного и наградного оружия, доспехов, ожерелий и височных дисков, сосудов для религиозных церемоний. При Павле I гравировка входит в широкий обиход. Становятся очень модными гравированные замки для шкатулок и ларцов, серебряные и столовые приборы, на которые нанесены семейные гербы и вензеля. В XVII веке, под руководством М.В. Ломоносова, гравировка применяется в создании точных угломерных приборов, а в конце XVIII начинается история гравировки машинным методом. Позже Златоустовская школа и ее основатель, мастер Иван Бушуев, при помощи нанесения рисунка стальной иглой и последующего травления на клинке создает уникальные образцы наградного оружия и столовой посуды. Современная лазерная гравировка – это сравнительно молодой метод, который позволяет наносить максимально точный рисунок на изделие. Результат по своему качеству сравним с качеством фотографии, а стоимость ниже. Тем не менее, изделие, выполненное искусным мастером, имеет свои преимущества. Каждый делает свой выбор.

Гильошировка.

Гильоше ( от фр. guilloche – узор из волнистых линий) – техника обработки поверхности металла, при которой получают тонкий гравированный узор, состоящий из параллельных, концентрических, волнообразных, либо пересекающихся линий в определенной геометрической последовательности. При этом возникает декоративный оптический эффект, который усиливается при нанесении горячей ювелирной эмали. Осуществляется с помощью специальных станков токарного типа, в котором вращение вала происходит одновременно с движением относительно формы барабана, резец при этом находится неподвижно. Формы барабанов различны и от этого зависит вид наносимого рисунка. Сначала гильошировка выполнялась вручную, что бы служить фоном для горячей эмали, но впоследствии, в ювелирном искусстве, в конце XIX века, начинает применяться машинная гильошировка. В начале XX века Петербургская фирма под руководством Карла Фаберже помимо изготовления различных ювелирных изделий - диадем, колье, пряжек, эгретов и других изделий, осваивает камнерезное производство для изготовления различных настольных украшений, пасхальных яиц и декоративных композиций, где великолепно применяет эту технику. Мастера ювелирной мастерской Карла Фаберже гравировали золото и серебро различными методами - "лучами", "муаром" или "волной", затем поверхность покрывалась слоем просвечивающей эмали нежных оттенков: опалесцирующей белой, розовой, желтой, голубой. Эмалевая поверхность удачно работала вместе с отражающей поверхностью гравированных линий, усиливая оптический эффект и удачно подчеркивая форму ювелирного яйца. Рисунок эффектно менялся в зависимость от угла освещения. Многие изделия фирма изготавливала по заказу членов царской семьи. На всемирной выставке в Париже в 1900 г. русские художественные изделия имели большой успех и фирма Карла Фаберже открывает в Лондоне свое отделения для работы с такими странами как Англия, Франция, США, Индия и Сиам. Сегодня многие фирмы пытаются использовать декоративный эффект гильоше в своих изделиях применяя современные технологии - чпу фрезерование или лазерную гравировку, но по прежнему для достижения этого эффекта необходим именно гравированый срез, с его отражающей силой, а для этого нужен классический станок или станок, соблюдающий все основные принципы гильошировки. Достойной замены пока не существует.

Изумруд.

Минерал, прозрачная разновидность берилла. (От греч. smaragdos) Окрашен примесью хрома в густой травянисто – зеленый цвет. Встречается, как правило, в хорошо образованных кристаллах, вросших в слюдяную породу, в кварц или полевой шпат. Форма обычно столбчатая или удлиненно-призматическая с развитыми гранями. Интенсивность окраски изумруда может быть различной. В ювелирной промышленности могут быть использованы изумруды как очень слабого зеленого, так и густого сочного изумрудного цвета. Стоимость камня определяется, в первую очередь, глубиной окраски и при одинаковом размере, степени прозрачности и дефектности, значительно дороже будет камень с лучшим цветовым оттенком. Окраска изумруда устойчива к воздействиям света и тепла и только при нагревании до 700-800 градусов может незначительно снизиться. Не редко в изумрудах встречается зональное окрашивание. Неравномерность может проявляться по-разному. Может быть слабо крашена периферийная часть и интенсивно центральная или же наоборот. Другой тип зональности – изменение окраски вдоль длинной оси кристалла. Видны несколько перемежающихся зон различной интенсивности. Изумруды, добытые из африканских месторождений, были известны еще в Древнем Египте. С 1650 на ряде месторождений в Африке ведется добыча изумрудов. В Европе первые находки датированы 1797г. Когда были обнаружены крупные кристаллы в Австрии (Восточные Альпы). В 1830г. На Урале были найдены несколько обломков зеленого камня, которые как позднее было установлено, оказались изумрудами. В 1927г. В Трансваале ( Южная Африка ) было открыто месторождение изумрудов “Сомерсет”. Впоследствии изумруды ювелирного качества были найдены в Индии в Раджастхане, в Зимбабве (Сандвана, Шикванда и др.), в Норвегии, на о. Мадагаскар, в Пакистане и других странах. В России на Урале были найдены уникальные изумруды “Кочубеевский изумруд” – кристалл сочного зеленого цвета массой 11000 карат и “Славный уральский” массой 3362.6 карат. Прозрачным, без значительных дефектов, изумрудам придают прямоугольную, “изумрудную”, ступенчатую или огранку “каре”, гораздо реже бриллиантовую. Камни с невысокой степенью прозрачности обычно гранят в форме кабошонов. Классическим сочетанием для ювелирных изделий – колье, подвесок, брошей и колец является сочетание изумрудов с бриллиантами.

Золото.

Золото ( лат. aurum ), Au, тяжелый металл насыщенно-желтого цвета. Химический элемент первой группы периодической системы Менделеева. Состоит из одного устойчивого изотопа. Мягкий, очень пластичный металл, обладающий высокой электропроводностью и теплопроводностью, весьма стоек к различным химическим воздействиям. Самородное золото – минерал, являющийся природным твердым раствором серебра в золоте с различными примесями других металлов. Самородное золото – ярко-желтое или же в зависимости от примесей – бледно-желтое, красноватое, зеленоватое. Является главной формой нахождения золота в природе, концентрируется в гидротермальных месторождениях, неравномерно распределяясь в трещинах жильного кварца и в сульфидах – пирите, арсенопирите, пирротине и других. Золото было одним из первых металлов известных человеку. В культурных слоях неолита были найдены первые изделия из золота датируемые 5-4 тыс. до н. э. В таких древних государствах как Египет, Месопотамия, Китай, Индия, изготовление ювелирных изделий и др. предметов из золота началось за 3-2 тыс. до н. э. Золото часто упоминается в древних памятниках литературы – в Библии, “Иллиаде”, “Одиссее” и др. Алхимики называли золото “царем металлов”, обозначали его символом солнца и сделали своей главной целью превращение других металлов в золото. Содержание золота в сплавах, применяемых для изготовления ювелирных изделий, монет, медалей, зубопротезного производства и других областях, выражают пробой. Проба благородных металлов – это количественное содержание золота, серебра, платины или палладия в лигатурном сплаве из которого создаются ювелирные изделия. В большинстве стран принята метрическая система обозначения пробы. По этой системе проба обозначается числом частей благородного металла в 1000 частях лигатурного сплава. Например: 585 проба состоит из 585 частей чистого золота и 415 частей лигатурных металлов. По каратной системе – 1000 проба металла, или чистое золото, соответствует 24 условным единицам, называемым каратами. Для 958 пробы соответствует 23 карата, для 750 пробы – 18 карат, а для 585 – 14 карат. Золото в ювелирном искусстве использовалось для создания украшений, культовой и дворцовой утвари, для золочения серебряных изделий и много другого. Благодаря своей пластичности золото поддается особо тонкой обработке чеканкой, литьем, гравировкой. Золото в виде благородных сплавов, применяется в сочетании с драгоценными камнями, ювелирной эмалью, ценными породами дерева, жемчугом, дамасской сталью, стеклом, резной костью и другими материалами.

Рубин.

Разновидность благородного корунда ( От лат. rubeus – красный.) В переводе с санскрита kuruwinda означает рубин. Другое название из санскрита “ратнарадж” – царь самоцветов. По химическому составу корунд представляет собой окись алюминия. Занимает наряду с алмазом и изумрудом ведущее место во всех классификациях ювелирных минералов. По светопреломлению, блеску и дисперсии он значительно уступает алмазу, но ни один драгоценный камень не сможет соперничать по цвету с огненно – красным рубином. Корунд любого другого цвета или оттенка принято относить к сапфирам. Корунды бывают совершенно различных цветов – от почти бесцветных, желтых и оранжевых до зеленых, голубых и синих. Голубые, синие, зеленые, фиолетовые, желтые и оранжевые – это сапфиры. Бесцветные называют лейкосапфирами. В литературе впервые описал корунды Плиний Старший в “Естественной истории”. Он привел ряд особенностей корундов – неравномерная окраска и изменение цвета при вращении ( плеохроизм), а также описал места добычи Цвет корунда зависит в первую очередь от примесей. Наиболее характерная для рубина примесь – это окись хрома, именно она обуславливает его красный цвет. В незначительных количествах могут присутствовать окислы кремния, магния, ванадия, железа и другие. Красный цвет рубина сильно варьируется от розового до огненно – красного. Наиболее ценными являются рубины чистого красного цвета с легким фиолетовым оттенком – такие называются “голубиная кровь”. Такой оттенок появляется при содержании хрома до 2 %. Окраска рубина часто распределяется неравномерно – пятнами или полосами. Корунд характеризуется сильным плеохроизмом и при огранке его необходимо ориентировать перпендикулярно к оптической оси, которая совпадает с кристаллографической осью. В рубине присутствуют включения рутила, придающие камню переливчатость и мягкий шелковистый блеск. Когда эти включения ориентированы – они создают эффект “кошачьего глаза” (астеризм). Таким камням придают форму кабошона, прозрачным рубинам без значительных дефектов бриллиантовую форму. Самые красивые и ценные рубины добывают в Мянме и Верхней Бирме. Камни, найденные в этих областях, называются “бирманскими”. Также камни прекрасного качества находят в Кении, Тайланде, Шри-Ланке, Камбоджи, Вьетнаме,Танзании, Малави, Мадагаскаре, Индии, Австралии. В России рубин встречается в слюдяных породах в виде небольших кристаллов, на Среднем и Южном Урале.
13 мая 2015г. в Женеве за рекордно высокую цену - 28,25 млн швейцарских франков ($30,42 млн) - на аукционе Sotheby's был продан бирманский рубин весом в 25,59 карата. Рубин Sunrise Ruby, имеет живой красный цвет, который специалисты называют "голубиная кровь". Как пояснили в Sotheby's, заплаченная на аукционе сумма является рекордно высокой для рубина. Это также рекордно высокая цена для цветного драгоценного камня, не являющегося бриллиантом. До аукциона эксперты оценивали стоимость Sunrise Ruby в $12-18 млн.

Бивень мамонта.

Ископаемый материал. Зубное вещество (Дентин) бивней мамонтов, Elephas primigenius. Длинные спиралевидные бивни часто сохраняются в неизменном виде. Ценный материал, используемый в декоративно-прикладном искусстве. Обладает прочностью, однородностью, имеет приятный благородный цвет – белый с желтоватым оттенком. Хорошо поддается обработке резанием, шлифованием, полированием, а после пластификации – и гнутьем, что позволяет получать пластины шириной до 0.5 м. Если близко рассмотреть отполированный бивень в поперечном сечении, то можно увидеть едва заметный рисунок, который образован полосками Ретциуса. Полоски Ретциуса – это очень тонкие каналы, которые называют зубными канальцами. Они заполнены студенистой массой. При жизни животного через них проходят нервные окончания. Кость бивня мамонта очень тяжелая. Ее плотность составляет 1.7–1.9. Аналогичным материалом являются зубы кашалота и клыки тихоокеанского моржа. Верхние клыки моржа могут достигать 1 м. длиной. Бивень моржа также достаточно однороден как и бивень мамонта, но может иметь пористую структуру ближе к центру. Бегемотовая кость – полосчатая, с волнистым узором. Для резьбы используются как резцы , так и клыки бегемотов. На поперечном сечении клыка можно видеть лучистое строение с заметными концентрическими полосами. В России большое количество бивней мамонта было найдено в Сибири в слоях многолетней мерзлоты. Кость бивня мамонта с древнейших времен применялась для изготовления предметов обихода или культа, а также для украшений. Кость клыков млекопитающих была одним из первых материалов, который начал обрабатывать человек. Голова, вырезанная из бивня мамонта, которая была найдена во Франции, была сделана ок. 30000 лет назад. В пещерах Дордони, обнаружены фрагменты с грубой резьбой, которые датируются еще раньше. За всю историю искусства бивень мамонта как материал использовался в совершенно разных изделиях – от ювелирных до скульптурной пластики малых форм.

Аметист.

Кристаллы аметиста представляют собой фиолетовую или пурпурно-фиолетовую разновидность кварца. Всвязи с этим его, как правило, обнаруживают в гидротермальных жилах кварца. По преданию, камень аметист обладает сверхъестественными качествами - гарантирует постоянство, приносит своему обладателю удачу, защищает от болезней и предохраняет от опьянения. Это название - "аметистос", вероятнее всего, имеет греческие корни и переводится как "непьющий" или "свободный от пьянства". В природных условиях аметист встречается в виде удлинненных кристаллов, двойников, четверников, щеток, друз и сростков. Размер кристаллов не превышает 100мм. по длинной оси. При нагревании аметиста до температуры более 500 градусов образуется устойчивая золотисто-желтая окраска, и камень становится цитрином. В связи с редкостью цитрина в природе, большинство имеющихся в продаже цитринов, изготовлены именно таким образом. В древности из кристаллов аметиста изготавливали печати с гравировкой, гранили в крупные кабошоны. Камень часто применялся для предметов церковного обихода - им украшали наперстные кресты, панагии, алтари и иконы. Корона царицы Годуновой была украшена крупными аметистами густо-фиолетового цвета в сочетании с сапфирами. В XIX веке сырье аметиста, добываемое в России, считалось самым лучшим, и даже сейчас камни высокого качества и хорошей глубины цвета, тона красного вина, иногда называют "сибирскими". И тем не менее, на данный момент, аметисты ювелирного качества в основном добывают в Бразилии и Замбии. В 90-е гг. XX века в Восточной Сибири были открыты месторождения аметиста. Кристаллы драгоценного камня очень крупные 20-30 см., с включениями пирита и битумов. Также аметист можно встретить на Урале и на Кольском полуострове. В настоящее время аметист является самым дорогим в группе кварца и его популярность продолжает расти. Сфера его применения в ювелирных изделиях самая широкая - это кольца, серьги, броши, браслеты, бусы, запонки и многое другое. Даже щетки мелких кристаллов аметиста, жеоды и миндалины идут в сувенирно-поделочную отрасль.

Жемчуг.

Минерал природного происхождения. Его образования шарообразной или неправильной формы, развиваются в теле некоторых моллюсков. Жемчуг состоит преимущественно из углекислого кальция, из того же вещества что и раковина. В результате попадания в стенку мантии или между ней и раковиной постороннего предмета, вокруг которого откладывается перламутр - образуется жемчужина. Цвет жемчужины бывает белым, розовым или желтоватым, гораздо реже черным. Размеры варьируются от 1мм. до 4 см. Наиболее высоко ценится крупный жемчуг правильной формы. Жемчуг добывают главным образом из двустворчатых моллюсков жемчужниц из рода Pinctada. Они широко распространены и живут в морях как тропического пояса так и субтропического. Pinctada Fucata – самый известный вид жемчужных моллюсков добывают в Красном море, Персидском заливе, в водах Индии, Китая, Кореи, Японии, и в западной части Тихого океана. Pinctada margaritifera – встречаются в Персидском заливе, Красном море. Их добывают в Судане, Папуа – Новой Гвинее, Австралии, Французской Полинезии, Индонезии, на Андаманских и Никобарских островах, а также в юго-западной части Индийского океана, Японии, Тихом океане и редко в Индии. Этот вид моллюска используют для выращивания редкого черного жемчуга. Pinctada maxima – жемчужные моллюски, которых добывают вдоль северного побережья Австралии, в Бирме, Тайланде, Индонезии, на Филиппинах и островах Папуа – Новая Гвинея. Их собирают на глубине до 80метров. Эти моллюски достигают 30 см. и могут весить до 5.5 кг. Их используют для выращивания крупных круглых жемчужин и “мабэ”. Pteria penguin – жемчужница–крыловидка. Такие моллюски используются для выращивания половинчатых жемчужин “мабэ”. После того как искусственное выращивание получило большое распространение, натуральный жемчуг потерял свою популярность. Он намного дороже, чем культивированный и поэтому ценится только особыми любителями. Благодаря своим декоративным качествам - цвету, гладкой поверхности и мягкому блеску, жемчуг издавна используется в ювелирном искусстве. Он одинаково хорошо может быть применен в сочетании с драгоценными камнями и металлами, для изготовления брошей и ожерелий. В России с 11-12 вв. и особенно в 15-18 вв.было распространено узорное шитье по льну, шелку, бархату и парче, для украшения парадного царского, боярского костюмов и для предметов церковного обихода. Перламутр раковины также используется в декоративных целях. Из крупных подвидов maxima и margaritifera вырезают камеи.

Янтарь.

ЯНТАРЬ - ископаемая смола мел-эоценового возраста - продукт жизнедеятельности деревьев Pinus succinieferra . Возраст янтаря 35-140 миллионов лет (от неогенового до позднемелового). Основное количество находок относится к периоду палеогена (50 миллионов лет назад). Степень прозрачности зависит от наличия мельчайших пустот. Бывает прозрачный, полупрозрачный и непрозрачный. Цвет может быть белым, желтым, золотистым, оранжевым, красно-коричневым и даже голубым. Янтарь — потрясающий материал, позволивший сохранить останки множества насекомых в течение тысячелетий. Насекомые и фрагменты растений, попавшие в бывший когда-то смолой янтарь называются инклюзами. Янтарь с инклюзами составляет около 10% от всего добываемого янтаря. Членистоногие – самые распространенные включения в янтаре. Но помимо них встречаются также и растительные инклюзы: кусочки мха, коры деревьев, стебельки и т.д. Также нередки минеральные инклюзы, в числе которых – пирит, пузырьки воздуха и газа. Интерес представляют и такие частицы, как шерсть, волос, перья животных и птиц. В янтаре из Бирмы находили даже гекконов и хамелеонов. Инклюзы, наряду с другими окаменелостями, интенсивно используются палеонтологами. Янтарь обеспечивает прекрасную сохранность останков, что позволяет исследовать даже тонкие детали их строения. В случае некоторых групп членистоногих (например, пауков), инклюзы в янтаре представляют собой основной материал для исследования. На фотографии ограненный янтарь с инклюзом. Автор огранки: Корнилов А.